Дата размещения: 01.04.2015

В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ, начиная с отчетности за I квартал 2015 года, налогоплательщики должны включать в декларацию по НДС сведения из книг покупок и продаж, а посредники - сведения из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в части такой посреднической деятельности. Эти новшества кардинально меняют порядок работы по учету НДС и представлению деклараций. Перед налогоплательщиками стоит задача существенно оптимизировать организацию и технологию регулярной учетной работы, перейти на новый уровень автоматизации ведения учета и представления отчетности.

Новая форма налоговой декларации по НДС, порядок ее заполнения и электронный формат этой декларации утверждены приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. Приказ зарегистрирован в Минюсте России 15.12.2014 № 35171, опубликован в "Российской газете" от 29 декабря 2014 г. № 297. Внесенные изменения существенно изменяют порядок работы по представлению деклараций.

Факт представления декларации (отправки ее по электронным каналам связи) является лишь первым шагом. После представления декларации ФНС в рамках камерального контроля проводит сверку данных различных налогоплательщиков. При выявлении расхождений налогоплательщику, в первую очередь покупателю, также по электронным каналам связи высылается запрос на уточнение, в котором указано, какие конкретно реквизиты счетов-фактур или иных зарегистрированных документов не соответствуют данным, представленным его контрагентами, или отмечено отсутствие аналогичных данных у контрагента. Налогоплательщику отводится не более шести дней на ответ о получении документов в электронном виде от ФНС России (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Игнорировать запрос нельзя - ИФНС может наложить арест на расчетный счет, если не получит подтверждение его получения.

При получении запроса на уточнение налогоплательщик обязан выявить причину обнаруженных расхождений и выяснить источник их возникновения. В случае выявления ошибки налогоплательщик должен внести изменения в документ налогового учета, при необходимости - исправить все связанные документы первичного учета, внести изменения в справочник контрагентов и пр. После выявления причин расхождения и исправления допущенных ошибок нужно представить в налоговый орган соответствующие пояснения в формате, утвержденном ФНС России (или в любой иной форме) в пятидневный срок. Если такие изменения затрагивают расчеты с бюджетом, то необходимо дополнительно представить уточненную налоговую декларацию. Функционал будет реализован после утверждения ФНС России формата требования о представлении пояснений.

Таким образом, каждый поступивший из налогового органа запрос на уточнение требует проведения целого комплекса мероприятий по выявлению расхождений и представлению пояснений. При наличии даже нескольких расхождений подобная работа значительно увеличивает нагрузку на специалистов предприятия.

В связи со столь значительными изменениями содержания и порядка взаимодействия с налоговым органом перед налогоплательщиками встает задача существенно оптимизировать организацию и технологию регулярной работы и перейти на новый уровень автоматизации ведения учета и представления отчетности.

Фирма "1С" заблаговременно подготовила целый комплекс инструментов и методик для поддержки нового порядка декларирования НДС и в полной мере реализовала наиболее удобный и эффективный вариант работы в новых условиях - ведение учета и сдачу отчетности в одной программе.

Рекомендации для организации удобной и эффективной работы в новых условиях

Для всех налогоплательщиков оптимальным вариантом является ведение регламентированного учета и представления отчетности в налоговые органы непосредственно из программ системы "1С:Предприятие 8" со встроенным сервисом 1С-Отчетность. В этом случае все запросы ФНС России поступают напрямую в учетную систему, обозначая конкретные строки декларации и документы, требующие уточнения. Пользователь получает возможность оперативно при поступлении запроса приступить к расследованию ситуации, при необходимости внести правки во все зависимые документы и справочники, сформировать уточняющие сведения (дополнительные листы) и отправить их в налоговый орган. Этот способ учета и взаимодействия с налоговым органом обеспечивают типовые решения системы "1С:Предприятие 8" и встроенный в них сервис "1С-Отчетность". С целью поддержки налогоплательщиков в сложный переходный период годовая стоимость использования данного сервиса (включая сертификат электронной подписи и лицензию на криптопровайдер) зафиксирована в размере 1200 руб. за год при подключении к сервису до 30 июня 2015 года для отчетности только в ФНС.

Пользователям программных продуктов на платформе "1С:Предприятие 7.7" для повышения уровня автоматизации взаимодействия с налоговыми органами рекомендуется оценить целесообразность перехода на решения на платформе "1С:Предприятие 8".

Юридически значимый электронный документооборот

Один из наиболее удобных и эффективных вариантов работы в новых условиях - переход на обмен счетами-фактурами и другими юридически значимыми документами в электронном виде непосредственно из программ "1С:Предприятия 8". Данная возможность встроена в "1С:Бухгалтерию 8" и другие типовые решения фирмы "1С". Применение прямого обмена налоговыми и первичными документами непосредственно из программ, без распечатываний, без выгрузок и загрузок в другие приложения, практически исключает риск расхождения данных у взаимодействующих контрагентов и обеспечивает максимальную готовность книги покупок и продаж к формированию новой декларации и представлению ее в налоговые органы. Подключить данный сервис и начать обмениться с контрагентами можно в любой момент.

Для быстрого запуска обмена электронными документами фирмой "1С" разработано специальное решение "1С:Клиент ЭДО 2.0". "1С:Клиент ЭДО 2.0" доступен для свободного скачивания в личном кабинете на портале 1С:ИТС с возможностью бесплатного обмена документами в течение трех месяцев.

Оперативная сверка данных с контрагентами

Для организаций, не перешедших на обмен документами в электронном виде, до предоставления декларации по НДС рекомендуется убедиться в сопоставимости данных с конкретным контрагентом. В программу "1С:Бухгалтерия 8" начиная с релиза 3.0.39.53 добавлен новый отчет "Реестр счетов-фактур выданных" (раздел "Продажи" - "Отчеты по НДС"). Формируется печатная форма реестра счетов-фактур, выданных покупателю за налоговый период. Счета-фактуры по операциям реализации покупателю и счета-фактуры по авансам, полученным от покупателя, выводятся в отчет отдельными разделами.

В реестр включаются все счета-фактуры, выставленные организацией (в версии КОРП - включая счета-фактуры, выставленные обособленными подразделениями) покупателю (включая обособленные подразделения покупателя).

Этот отчет можно выгрузить в файл формата .xml и отправить контрагенту по электронной почте для сверки.

Контрагент может загрузить полученный отчет в архив реестров счетов-фактур, полученных от поставщиков для сверки (раздел "Покупки" - "Сверка данный учета НДС" - "Реестры счетов фактур поставщиков для сверки") и сверить данные контрагента с данными учета с помощью отчета "Сверка счетов-фактур с поставщиком". При этом в отчете автоматически будут показаны расхождения с данными контрагента.

В течение 2015 года планируется наращивать функциональность данного сервиса.

Повышение достоверности данных о контрагентах

Для оперативной работы с данными контрагентов предназначен встроенный в прикладные решения системы "1С:Предприятие 8" сервис 1С:Контрагент. Сервис "1С:Контрагент" включает следующие возможности:

  • проверка реквизитов контрагента по ИНН/КПП на сервере ФНС;
  • автоподстановка реквизитов контрагента и организации по ИНН на основеЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Сервис проверки реквизитов контрагента (ИНН и КПП) позволит избежать ошибок в счетах-фактурах, книгах покупок и продаж, а также в журналах учета счетов-фактур.

В современных решениях системы "1С:Предприятие 8" поддерживается оперативная проверка. Данные контрагентов - ИНН и КПП - после их ввода в программу обрабатываются с помощью сервиса ФНС, который в онлайн-режиме проверит факт существования контрагента, сверив ИНН и КПП с данными из ЕГРН. Проверка производится при вводе нового контрагента, изменении реквизитов существующего, а также при отражении фактов хозяйственной деятельности (вводе документов). Кроме того, все контрагенты из базы автоматически проверяются раз в неделю фоновым заданием. В формах контрагента выводится результат проверки контрагента на текущую дату.

Сервис ФНС России до сих пор работает в тестовом режиме, поэтому если такая проверка выдает отрицательный результат, то стоит проверить контрагента по ЕГРЮЛ (ЕГРИП). И если проверка по ЕГРЮЛ проходит успешно, то можно не беспокоиться. По имеющейся сегодня предварительной информации, при проверке декларации неправильное указание КПП не будет являться критичным.

Формирование и отправка отчетности в программах "1С:Предприятие" функционирует независимо от результатов проверки реквизитов.

Автоматическое заполнение реквизитов контрагента при указании ИНН экономит время, позволяет получить актуальную информацию о контрагенте, мгновенно зарегистрировать его в программе, исключить возможные ошибки.

Существуют некоторые ограничения, связанные с наполненностью баз ФНС (ЕГРЮЛ/ЕГРИП)

  • не заполняются реквизиты обособленных подразделений;
  • не заполняются реквизиты филиалов и представительств;
  • для предпринимателей заполняется только ФИО - адрес считается персональными данными и недоступен;
  • не заполняются реквизиты адвокатов и нотариусов - этих данных нет в ЕГРИП.

В настоящее время сервис "1С:Контрагент" находится в стадии активного развития и наполнения новыми возможностями.

Выставление счетов-фактур в программах оперативного учета

Организациям, в которых для выставления счетов-фактур используется не "1С:Бухгалтерия 8", а, например, "1С:Управление торговлей 8", "1С:Управление небольшой фирмой 8" или другая программа оперативного учета, рекомендуется использовать стандартную технологию обмена с бухгалтерской программой, с последующим исполнением приведенных выше рекомендаций.

Без использования современной учетной системы сдача деклараций НДС - достаточно трудоемкая задача, сопряженная процессом постоянных рабочих уточнений и встречных проверок контрагентов.

Поэтому если вы по каким-то причинам не используете учетные решения системы "1С:Предприятие 8" рекомендуем обращаться к официальным партнерам сети "1С:БухОбслуживание", ведущим учет в облачном сервисе "1С" по стандартам фирмы "1С" и сдающим отчетность с помощью встроенного в решения системы "1С:Предприятие" сервиса "1С-Отчетность".